Montag, 25. Juli 2016

Записки начинающей регентши. Часть 2 - "Отделка" регента

"Отделка" регента


  Это была неделя полноценной регентской жизни! Службы каждый день, а в некоторые дни утром и вечером, в трёх разных храмах. Мне кажется, я испытала почти все заковырки, которые только могут произойти (об иных, видимо, я пока ещё не знаю). 
Так Господь словно вытачивал из меня регента, как папа Карло вырезал своего Буратино. Проявлялось это в неординарных ситуациях, когда вдруг не шло по плану, когда нужно было быстро сообразить о дальнейших действиях. Я начинала понимать, в чём вся соль регентства. Не помешать службе, сделать так, чтобы богослужение не смотря на ход «не по плану» не прервалось и не было бы заметно со стороны, что что-то идет не так, уметь быстро принять решение. Эта песнь Богу должна литься во чтобы то ни стало. Само собой в области компетенции регента.
Казалось, на этой службе я могу расслабиться на тему чтения, потому что в храме есть люди, которые этим занимаются, и с клироса никогда ничего не читается, будь то кафизмы или канон. Об этом голова вообще не болит. Но вдруг у чтеца внезапно появляются иные дела в алтаре, и вот регент быстро соображает и подхватывает чтение.
В иной раз священник за три минуты до начала службы (чтения часов) сообщает регенту о некоторых изменениях, которые влияют на отдельные песнопения. А часы читать кроме регента некому, одна певчая опаздывает, другая – их никогда не читала и отказывается. Господи, что делать, мне нужна буквально минута, чтобы открыть нужные тексты в связи с изменениями. Читаю часы, а думаю о том, как и когда я буду это делать. Уже смиряюсь с тем, что споём не тот прокимен, не пропоём все нужные тропари и кондаки, а в уме ещё и лукавая мыслишка теплится – «ничего, священнику тоже будет полезно, пусть заранее в следующий раз предупреждает». Господи, ну у меня же не два мозга, не четыре руки и не две пары глаз!
Каким-то образом во время чтения удается открыть содержание книги прокимнов, найти нужный глазами, и показать певчей, чтобы открыла страницу с прокимном. Осталось открыть тропарь и кондак дня. Непонятным образом это удалось сделать во время великой ектении. Одна рука показывает, другая открывает дверь тумбочки, достаёт тропарион, открывает в нужном месте. Вот он, слава Богу!
Конечно, опытные регенты с таким встречаются, возможно, ежедневно, ну или, по крайней мере, это бывало в их практике часто. Но для новичка, такие ситуации являются новыми ощущениями. И так приобретается бесценный опыт.
Или певчая, которая поёт с тобой первый раз, вдруг за секунду до начала пения «Во Царствии» испуганно сообщает «я такое не знаю». Вообще-то у меня замедленная реакция. Но каким образом в этой ситуации я тут же успеваю её спросить, а знает ли она такое, и после её положительно ответа моментально достать из папки другие ноты? Не было времени удивляться, как так вышло, что она не знает простейшее «Во Царствии» или доказывать ей, что она его знает. После, конечно, выяснилось, что её «испугало» иное незнакомое для неё название известного напева.
Идёт всенощная, время петь «Честнейшую». Задаешь тон и именно в этот момент на весь храм звонит телефон (само собой совершенно в иной тональности и к сожалению не на ноте отсутствующего тенора). Начать петь невозможно. И вот немолодая прихожанка поспешно бежит к источнику злодейского звука. Но это происходит кажется настолько медленно. Я дожидаюсь окончания телефонной мелодии, хотя уже начинаю нервничать, ведь надо петь. И вот, наконец, вступаем мы.
Пришлось испытать на себе и ситуацию «неправильного» прокимна. У меня закладочки лежат в книге, как положено. Первый прокимен спели, открываю второй, а алтарник возглашает совсем иной. Первая мысль – «ну что же он делает». Но что-то внутри меня действует словно за меня и получается быстро сообразить и спеть возглашенный прокимен (повезло, он был того же гласа, что и первый).
Таких случаев можно приводить много. И знакомы всем истории про открывшийся в нужном месте Апостол или иной текст.
Такие моменты вспоминаешь и удивляешься, как у меня это получилось. Но здесь имеют места малые чудеса. Да, это тоже чудо, это невидимая помощь Господа. Когда понимаешь, что немощен, что-то начинает происходить. Господь являет себя в смирении и немощи человека.
Особенно начеку приходится быть регенту, если он проводит службу в «чужом» храме, заменяет местного регента. Хорошо, если он может приехать со своими певчими. Сложнее, если певчие местные, когда не известен ни их характер, ни певческие способности. Также традиции проведения служб в каждом храме, как ни странно свои, хоть и Устав церковный один для всех. Такие службы и для опытных регентов всегда стресс, а каково новичку. Я сейчас и сама не могу понять, как так вышло, что я согласилась на подобную ситуацию. Да службы ещё какие, прп. Сергия, Казанской Богородицы и воскресные всенощная и литургия. Но видимо, это входит в планы Бога по «отделке» меня, как регента.
Наверное, во многих клиросных коллективах есть такие типы певчих, которые ну просто не могут оставаться равнодушными, им надо обязательно встревать и «помогать» регенту. В такой момент всегда хочется спросить: «а что же ты сам не возмёшься за камертон?». Но они придерживаются некой средней позиции: «я конечно могла бы, но не хочу». И каким подарком для регента являются послушные певчие, не встревающие и исполняющие просьбы регента. С такими служить одно удовольствие.
Что же делать с первым типом людей, когда их подсказки на самом деле мешают и регенту, и проведению службы. Я раньше писала про нас «белых и пушистых», что не стоит понимать так, что регент должен с такой ситуацией смиряться. К тому же, в том рассказе речь шла об учебном клиросе. Совсем иное, когда регент самостоятелен и вся ответственность на нём. «Белыми и пушистыми» надо оставаться в отношениях с людьми, я так думаю. Сообщить какую-то информацию, но сделать это не с точки зрения «я  – начальник, ты – дурак», а с любовью. Можно и замечание сделать, проявив любовь. Можно на ошибки не реагировать так, словно сейчас земля под ногами рухнет. Певчий ошибся, он это понимает, он и так уже стоит и трясётся от этого, голос зажимается, а если ему ещё и регент выскажет не по доброму. Будто бы регент сам никогда не ошибался. И алтарники, и священники, все ошибаются. Терпение и любовь – инструменты регента, а не только камертон.
Я наслышана о таких регентах, которые принимают резкую позицию начальника. Но по сути в них, скорее, говорит тщеславие. Певчие за глаза о таких регентах не отзываются с любовью, хоть и во время службы полностью подчиняются. И поют под их руководством потому, что просто не могут без пения Богу, не могут без клироса, а на резкое поведение не обращают внимания. Можно предположить, что жизнь, регентская практика заставила их стать такими, они нашли для себя решение проблем с людьми на клиросе именно в строгости. Им виднее.
Но ведь регент он кто? Как сказала одна моя хорошая знакомая (с огромным регентским и преподавательским опытом): регент – это только по латыни «король», а в церкви – служка Бога и священника. В действительности он первый слуга, сначала Богу, потом священнику, певчим и прихожанам. Он должен уметь угодить всем, таким образом построить процесс, чтобы и пение было прекрасным, и певчие жили бы от службы к службе, и священник радовался бы служению именно с хором этого регента, и через всё это прославлялся Бог, Который есть первый Помощник по организации регентом такого идеального процесса. Регент должен смириться, а не показать свое начальство. Регент – он начальник, но это не должно работать на показ, он не должен этим превозноситься над певчими. Христос, омывающий ноги Своим ученикам, тому лучший пример. Вот Он – Царь мира и смиряет себя до такого служения, являя пример нам.
Я благодарю Бога, что у меня есть возможность петь со своими певчими, которые очень инициативны, сами требуют спевок, разучивания чего-то нового. И я вижу результат этого: с каждой службой пение становится более слаженным, нам очень радостно петь вместе. Это очень большое счастье здесь на земле!
И слава Богу, что приходится бывать в неординарных ситуациях, на «чужих» клиросах. Тем самым тренируется твердость характера, которым безусловно регент должен обладать. 

Читать далее:
Регентские "гастроли"

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen