Donnerstag, 30. Juni 2016

Записки начинающей регентши. Часть 2 - Строгий священник

Строгий священник

Всё же регентский опыт приобретается за счёт неординарных ситуаций. Вот только представить, если бы всегда всё было хорошо и шло по плану, чему можно было бы тогда научиться.
Прихожу я вся такая тщательно и по плану подготовленная на очередную службу распечатаны все нужные тропари, подготовлен Апостол, прокимен. Раскладываю себе спокойно книги и ноты, дожидаюсь своих певчих. В алтарь направляется мне пока ещё не знакомый священник. Появилась одна из певчих. Перед началом третьего часа батюшка идёт к нам. Мы берём благословение.
- Вы значит сегодня проводите? – обращается он ко мне.
Я киваю. Небольшая пауза.
- Так… чтение будет одно.
Я быстро соображаю, что он имеет в виду. Ага, видимо Апостол, так как по указаниям было два чтения: дня и святителю.
- Святителю значит, – говорю я. Не знаю, почему я ляпнула именно святителю, а не дня, может из особой своей любви к празднуемому в этот день святому Феофану Затворнику. Встречаю недоумевающий взгляд священника.
- Вот скажите, когда у нас положено два чтения?
- Не знаю, – честно отвечаю я. В чтении Апостола я пока мало что понимала и не особо знала, как в этом ориентироваться. На наших урезанных по времени курсах нам само собой о таких тонкостях не рассказывали. Но вслух озвучивать я, конечно же, это не стала.
- Два чтения положено, когда полиелей. Вы, как регент, должны это знать,  – строго говорит мне священник. Ну вот, меня пристыдили и смирили.
- Ну правильно, – не унимаюсь я, – в указаниях как раз полиелейная служба.
- В указаниях может быть написано всё, что угодно, но священник имеет право понизить. Мы ведь не совершаем праздничной утрени, – отвечает батюшка.
- Часы сможете почитать? – с малой надежной на наши способности и образованность спрашивает священник.
Я подтверждаю. Певчая моя начала читать третий час (кстати, первый раз в жизни), поэтому мне приходилось между тем, пока я соображала о последствиях понижения службы ещё и подсказывать ей.
«Итак… чтение дня, так это же значит и прокимен тоже дня, и причастен, и тропари другие, – начинает медленно доходить до меня». Вся моя тропарно-кондакарная распечатка коту под хвост. Этот с виду милый священник умудрился вывести меня из равновесия и заставить нервничать. Ещё и вторая певчая не приходит. Она стала моим спасителем. Поскольку она сама являлась опытным регентом, а также частой певчей в данном храме я, конечно, стала обращаться к ней за помощью. Она быстро помогла мне сориентироваться.
- По голосу прямо отец игумен А., – говорит мне певчая.
- Как? – со страхом переспрашиваю я, – Не может быть, по плану должен быть отец В.
Я уже была наслышана про строгость отца А., про его придирчивость к регентам, с чем я как начинающая не очень хотела сталкиваться. «Но, видимо, это точно он – мелькнуло в моей голове, когда я вспомнила о прошедшем диалоге перед третьим часом. – – Вот те на! Меня же обещали не ставить пока со строгими священниками». Я стала нервничать ещё больше.
Началась литургия.
- Ты только в его тоне давай, – подсказывает мне певчая-спаситель.  
- Постараюсь, – сквозь зубы отвечаю я.
Тон отца А. действительно оказался очень удобным, и всю службу мы продержались на одной волне со священником и он на одной с нами. Пели в этот раз всё же немного хуже, как-то нервозно, на мой взгляд. Может быть, потому, что я так реагирую на «нарушение планов» и не могу быстро перестроиться. Мне вообще в этот раз казалось, что всё ужасно и этот отец А. запретит мне регентовать, по крайней мере на его службах.   
Со страхом подходила я к нему на исповедь, так как собиралась причащаться. Но он был совсем иным. Он очень мило улыбался, его строгость сменилась необычайным добродушием.
- Вы простите, что были паузы, просто я вас пока не очень знаю, – сказала я после того, как исповедалась, поскольку были моменты, когда мы заканчивали пение, а священник ещё не дочитал нужные молитвы.
- Ничего, ничего, всё хорошо, – добродушно отвечает он. Человека словно подменили.
Узнав, что нет запивки, он лично в алтаре сделал её для меня и принес на клирос.
Такого причастия у меня ещё не было никогда – чтобы я была единственной причастницей. Это было как-то очень особенно! Отец А. ещё долго продолжал «опекать» меня, переживая, выпила ли я запивку и всё мило улыбался. На молебне он молился за меня и певчих, назвав мое имя. Не знаю, что это было, отчего произошли такие изменения, один Бог ведает. Видимо, на него оказывает положительное влияние моя певчая-спаситель, которую он давно знает и особо любит.

Читать далее:
"Отделка" регента

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen