Dienstag, 31. Mai 2016

Записки начинающей регентши - Прощаться не надо торопиться

Прощаться не надо торопиться


Вот и закончила начинающая регентша свои курсы. Но впереди открывается новая самостоятельная регентская жизнь.
По окончании курсов вручили красное свидетельство, что тоже почему-то приятно. Замечательно прошёл выпускной экзамен! Помимо произведений, которые мы дирижировали, мы подготовили песенный концерт-капустник, который вызвал даже бо̀льший восторг у преподавателей и присутствующих, чем сами наши произведения. Нам пелось так легко и непринужденно. Я вдруг почувствовала, что мне очень нравится выступать, это заряжает, когда тебе с восторгом аплодируют, кричат «браво». Начинаешь понимать, что чувствуют артисты на сцене. Так что, если вам вдруг понадобится капустник на регентском выпуске, можете обращаться к нам, мы приедем и выступим J
  За несколько недель до выпускного, мне нужно было посоветоваться по одному вопросу с настоятелем храма, отцом А. Я с ним не была знакома, он меня не знал. В день, когда я застала его в храме, я подошла к нему и нужно было как-то представиться:
- Здравствуйте! Я студентка регентских курсов – говорю я.
- Сочувствую! – отвечает отец А. – Дай я тебя обниму. И обнимает. – Ну а чем я вам могу тогда помочь? Это надо к Роману Сладкопевцу, – говорит настоятель, осматривая храм, – ну его иконы у нас нет, значит тогда к преподобному Сергию обращаться – добавляет также батюшка, указывая в сторону, где висела икона преподобного.
Это было так удивительно! За какие-то считанные минуты я почувствовала, будто знаю этого человека всю жизнь, хоть мы и первый раз виделись. Отец А. также очень внимательно отнесся к моему вопросу и уделил достаточно времени.
Конечно, я переживала за свои экзаменационные произведения. Просила молиться за меня, брала благословение. С этим был связан ещё один интересный момент.
С недавнего времени в храме, где я пою, появился один необычный человек, от таких по началу все шарахаются или сторонятся. Но поведение его я бы описала, как блаженного. Как выяснилось позже, таковым его многие считают, просто в нашем храме видно ещё не все это поняли. Он – большой молитвенник, это видно и во время службы. Удивительно также, что говорит он очень непонятно, но на возглас священника в храме «Христос воскресе» он совершенно чётко и внятно отвечает «Воистину воскресе». Так же внятно он поёт и «Символ веры».
За день до экзамена я попросила его помолиться за меня. Прихожу на следующий день на службу, наши взгляды встречаются, мы приветствуем друг друга, и он даёт мне висевшую у него на груди икону преподобного Сергия, чтобы приложиться. Кто разумеет, тот разумеет.
Наша преподаватель по дирижированию просила нас подготовить небольшой текст, повествующий о произведении, которое мы будем дирижировать, его авторе. Могли ли мы подумать, что именно за эту часть будем больше всего волноваться. Я же, понадеялась на свою память и красноречие (ой, его же у меня совсем нет), решила, что в процессе соображу, что сократить и не говорить из написанного на бумаге текста. В итоге я так разволновалась, что в голове была такая пустота и совсем не знала, что дальше говорить, даже неверно назвала распев своего произведения. Пришлось просто читать кусок текста и что-то из планируемого не было сказано.
Сам процесс дирижирования перед публикой трудно описать. Скажу честно, службу провести легче. Потому что на службе совершается реальное богослужение, происходит реальное общение с Богом, здесь и сейчас. А концерт, есть концерт – это своего рода показательное выступление, рассчитанное на публику. Бог – Он не публика и прихожане тоже. На клиросе – совсем другая ситуация. Поэтому так опасно превращать богослужение в концерт.  
А капустник наш всё же произвел нужное впечатление. Люди стали говорить, что захотели учиться на этих курсах.
Впрочем, мы и сами не заканчиваем нашу учебу. И если Бог благословит, мы все встретимся и на следующий год. 


Одна из песен нашего капустника (на мотив песни «Когда уйдем со школьного двора»)

Не будет больше наших вечеров
Под звуки милой сердцу нам молитвы.
         Уйдем, но жечь не будем мы мостов,
         И не закроют дверь нам на засов,
         Ведь ждут учителя нас у калитки.
Не будет больше наших вечеров

Спасибо, что конца урокам нет,
И петь мы можем лучше, чем обычно.
А жизнь – она особенный предмет,
И смотрим мы прошедшим дням во след,
Стараемся сдавать мы на отлично.
Спасибо, что конца урокам нет.

А Храм родным нам стал за этот срок,
Здесь прожито и понято немало:
То голос робок, то совсем замолк,
Но наш учитель знает в этом толк.
И если вдруг смиренье запропало,
Приходим мы все вместе на урок.

Для нас всегда открыта эта дверь,
Прощаться нам не надо торопиться,
И не забыть стихир любимых трель,
Когда учили несколько недель,
И глас восьмой уже не повторится,
Для нас всегда открыта в Храме дверь.

Читать далее: Часть 2
Как мы "отдавали" Пасху



Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen