Freitag, 13. Mai 2016

Записки начинающей регентши - Веселыми ногами... и руками, и голосами

Веселыми ногами… и руками, и голосами


Христос воскресе!

Закончился Великий пост. Настало светлое время пасхальной радости, радости о Воскресшем Христе! Закончились и великопостные службы, и богослужение снова возвращается в свой привычный порядок. Вот только «переключиться» на обычные службы оказалось не так просто, словно заново начинаешь всё изучать, вспоминать.
Удивительный период пасхального попразднства! Радость и лёгкость проявляет себя во всём. Действительно ощущаешь большую близость Господа, словно Он ходит тут сейчас с нами по земле, как когда-то с апостолами, до самого Его Вознесения и являет Себя то тут, то там. Проводя службы в этот период я особо явно это ощущала – всё шло настолько легко, как никогда раньше, службы протекали просто на одной волне и мне совсем не приходилось сильно напрягаться, легко задавался тон, легко все показывалось, даже то, что я никогда не показывала прежде (к примеру, ирмосы Пасхального канона и Антипасхи). Откуда-то у меня было удивительное спокойствие и уверенность в этот период, словно я уже сто лет как регентую. Чудеса!
Первую службу, которую мне довелось провести после Светлой седмицы, я бы назвала тихой радостью. Мы пели в небольшом составе (три человека), но при этом ощущение радости и праздника не покидало всю службу, а уж когда запели канон Антипасхи на пасхальный напев, оно увеличилось вдвойне! Так же праздник отлично подчеркнули стихиры Триоди на подобен «Доме Евфрафов»: апостол Фома, не поверивший поначалу по словам других апостолов, что Христос воскрес, но имевший возможность лично и достаточно дерзновенно убедиться в этом, – «О чудесе новаго! О преславнаго образа! Како трава не опалися, рука апостолова огнем Божества?». Это событие воспевается всю вторую неделю после Пасхи. Его рука коснулась ран Христа, а моя рука «коснулась» пасхального канона.
Какая-то меня посетила необычайная смелость! В другой раз я бы засомневалась и не стала бы петь, к примеру, на подобен, зная, что одна из певчих не уверена в своих способностях. А тут я вдруг решила и подбодрить её, напомнила напев. И всё получалось!
В другой день прихожу в храм. До начала службы чуть более пяти минут, по плану полиелейная служба, регентую не я. Иду в сторону клироса и встречаю на себе взгляд отца А., который начинает тут же посвящать меня (видимо за неимением иных лиц) во все те изменения и сокращения, которые он как священник имеет право внести в службу. Выслушиваю, пытаюсь всё удержать в памяти, чтобы передать затем преподавателю или тому, кто будет проводить службу.
Девятого часа не будет. Чтец уже читает начало великой вечерни. На клиросе никого нет. В спешке начинаю готовить все необходимые книги, смотреть богослужебные указания. Ну что ж, начну одна, если что, не в первый раз. Приходит один из басов. В уме соображаю, что мы с ним вдвоем сможем сообразить, если к началу возгласа так никто больше и не появится. Священник уже стоит на солее в готовой позиции. И вот слышу поспешный стук каблучков. Н.С. торопится на клирос, за ней другая певчая и профессиональный бас из праздничного хора. Я интересуюсь, кто сегодня у руля. Н.С. предлагает мне. Пытаюсь отбрыкаться тем, что не готовилась (и в этот раз вообще никак, даже не смотрела стихиры). Но что-то внутри меня подсказывает – «дерзай». Порешили, что я начну, а там посмотрим.
Такого опыта у меня ещё не было – одновременно с проведением ектении смотреть в указания –  а что там у нас на «Господи воззвах» и быстро складывать в голове тетрис из гласов и тональный план. «Блажен муж», «Свете тихий» пришлось петь самые простые, поскольку ничего иного так вот спонтанно и без подготовки не сообразишь. Отец А. служит быстро. Вечерня пролетает мгновенно. Утреню хочу отдать преподавателю, но выходит, что и утреню провожу тоже я.
Служба вся прошла в темпе пасхального канона, а у меня был очень полезный опыт проведения спонтанно, без малейшей подготовки. Ведь в регентской жизни такое часто бывает.    

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen