Freitag, 8. April 2016

Записки начинающей регентши - "Сырный" полиелей или блажен или не блажен муж

"Сырный" полиелей или блажен или не блажен муж



Моя девятая регентская служба заставила меня ещё с одной стороны ощутить сложность регентского дела. Господь словно службу за службой показывал мне всё то, с чем приходиться сталкиваться регенту. В какой-то момент меня настигло состояние не владения ситуацией, и ко мне заглянула мысль – гостья из прошлого и настойчиво нашёптывала забытое мною «ты не тем занимаешься, брось всё это, ты не сможешь».
И лишь стоящий где-то рядом Ангел (знаю, он там точно был) говорил: «молись, продолжай, доверься Богу».
В отличие от моей первой полиелейной службы, которую я проводила внезапно, о службе на первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи, которая так же была полиелейной, мне было известно заранее, и я имела возможность к ней подготовиться. Особенность и трудность службы состояла в том, что она выпала на сырную седмицу, а это означало некоторые изменения в последовании стандартной полиелейной службы. Основное внимание было сосредоточено на том, что на утрене добавилась постная Триодь с её трипеснцами и 2-й песней канона (которой обычно не бывает). Видно, это так затмило разум, что на последование вечерни как-то мы даже на занятии по Уставу, где мне помогали подготовить службу, не обратили особого внимания. Был сделан акцент на том, что поются «Блажен муж», «Сподоби Господи» и всё остальное, что обычно читается на вседневной вечерни.
Я была поражена и удивлена, что мне досталась такая служба – самому пророку и крестителю Иоанну Предтече. Вспомнилось, что ровно год назад этот день выпал на период Великого поста, и мы ездили в Троице-Сергиеву Лавру, где я первый раз сподобилась причаститься на Литургии Преждеосвященных Даров. И вот теперь я буду проводить такую службу! Невероятно! Я волновалась более, чем обычно.
Я пришла в храм раньше всех и начала подготавливать все необходимые книги и ноты. Увидела отца А. и поняла, что служить будет он. Батюшка спросил у меня, кто проводит службу и удостоверился, знаю ли я про особенности. Я ответила утвердительно в полной уверенности, что я всё подготовила, как нужно.
Постепенно собирались певчие. Пришла хорошо знакомая мне Н. и новый для меня бас. Того, который мило канонаршил на последней службе, и к которому я уже успела привыкнуть, к моему сожалению не было. Ведь незнакомый певчий для неопытного регента – это тоже небольшой стресс. Пела также сама преподаватель Н.С., ещё один бас и были слушающие ученики с певческого отделения.
На службу я выбрала новое для себя в плане показа песнопение «Свете тихий» Троице-Сергиевой Лавры и удостоверилась о возможности пения стихиры пророку на подобен «Радуйся Живоносный Кресте». Все кивнули, я на всякий случай напела мелодию. В этот раз я основательно подготовила показ Киевского «Хвалите имя Господне», которое в прошлый раз пришлось показывать спонтанно. Теперь была продумана каждая доля и мелодический показ, в том числе однонотное соло баса.
Началась служба. Великая ектения. «Новый» бас буквально оглушает меня своим громким пением. Но петь тише я его не прошу. Позже он уже и сам догадался. На аналое лежит последование с текстом «Блажен муж», даю тон на «Аминь» в миноре и начинаем петь псалом. «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа, ал-ли-лу-и-и-я.. ал-ли-лу...» – остановились мы как замедленная пластинка. Из алтаря буквально выскочил алтарник и прекратил наше пение. Я ничего не понимаю. Суета, недовольные лица, споры, слышу слова «читают кафизмы», вопросительные взгляды в мою сторону... Я стою в ступоре, не понимая в чём дело. Читают кафизмы. До меня почему-то словно из какого-то тумана доносятся слова, что «Блажен муж» не нужно было петь, что и стало причиной остановки нашего пения.
- Разве вы на Уставе на разобрали службу? – спрашивает Н.С. меня.
- Разобрали и помню, что была речь о том, что «Блажен муж» поётся.
Мой взгляд падает на открытые богослужебные указания и я вижу, что в них не написано «Блажен муж», как обычно бывает, если псалом следует петь. Указана лишь рядовая кафизма. «Где же был мой разум и мои глаза, когда готовила службу? – думаю я и повторяю вслух». Деликатная Н.С. берёт вину на себя, что она как преподаватель должна была удостовериться. Ведь её смутило, что на аналое лежало открытое последование Всенощного бдения, а не вседневной вечерни.
Но я считаю, что моя невнимательность подвела меня. Надо было самой ещё раз перечитать указания, в конце концов залезть даже в Типикон, если надо. Между делом обсуждается, что алтарники могли бы так резко не встревать, а дать допеть, потом бы читали кафизму, ничего бы не случилось.   
Я продолжаю находится в каком-то ступоре, мозг словно отключился. В этот момент и посетила меня гостья со своим «брось службу, не проводи, передай преподавателю, дальше ты не справишься». И я чуть этого не сделала. Я не могла собраться морально, не понимала, что происходит, что дальше делать, как бесчувственное неразумное существо пребывала я какое-то время. Н.С. что-то там говорит, я понимаю, что читается всё, что собирались петь, ведь вседневная вечерня. Тут становится ясно, почему опускается сугубая ектения перед «Сподоби Господи». Её на вседневной просто нет! А мы на Уставе задавались этим вопросом, и никто не увидел, что в указаниях написано «вседневная».
Я всё ещё как в тумане. Тон на первый запев перед следующей кафизмой задает преподаватель. «Так. Надо брать себя в руки. Что там дальше? «Господи воззвах». Подобен? Ой, может не петь. Нет, будем, раз решили. Идём по плану. Надо перешагнуть через этот «ляп» –  крутится в моей голове».
Малая ектения. «Господи воззвах». Поём как-то напряженно. Певчим явно передается моё состояние, и они такие же сконфуженные, звук словно натянутый. Собраться у меня плохо получается, делаю всё как-то на автомате. Тон на подобен задаю неверно, Н.С. помогает. В подобен вступаем вяло, как та самая пластинка, которую теперь медленно запустили. «Свете тихий» спели нормально, но тоже напряженно. Дальше вечерня продолжается своим чередом.
Шестопсалмие. Кафизмы. Приближаемся к полиелею. Тон задать почему-то не смогла, заклинило на мажор. «Хвалите имя Господня» пели хорошо, темп я задала медленный. Разум продолжал пребывать в частичной заторможенности. Смотрю на клириков и полагаю, что на каждение они только собираются идти, поэтому наоборот замедляю темп. Но на предпоследнем стихе понимаю, что мы поём его заключительным. Значит, они уже вернулись с каждения, когда успели? Величание. В этот раз все три раза попросили спеть нас, но тоже не дают допеть третий раз, поскольку клирики уже собрались в центре. Дальше со всем справляюсь. Прокимен. Евангелие. На помазание идут все кроме меня, я не успеваю, готовлюсь к канону. Певчие и те еле успели вернуться к 1-му ирмосу. Канон. Меня ожидает пять напевов ирмологических гласов! Трудно было не запутаться в книгах, тонах и последовательности: Октоих, Триодь, Триодь, Октоих, Минея, Триодь… Но здесь справляюсь почти хорошо.
Одна из катавасий была «Отверзу уста моя» 4-го гласа. На вопрос, на какой напев поём, я так и ответила: «на «Отверзу»», но вижу вопросы в глазах. Я напеваю. Лишь после службы до меня дошло, что меня наверное не поняли, потому что напев называется «киевский». С «Честнейшей» я решила не мудрить, спели обиходную. Чтец читает хвалитные псалмы. Открыты нужные книги со стихирами. Что-то он зачитался. Смотрим в последование, не поймём, где он читает. Одно ясно, что уже далеко за стихами на хвалитные стихиры. Не дали нам их спеть. Быстро меняю книги, ведь приближается стиховня с другими стихирами. Делаем хитрый ход: раз хвалитные нам спеть не дали, на «Слава» и «Ныне» решаем петь пропущенные из Минеи. Эта промашка алтарников-чтецов с хвалитными стихирами стала поводом сообщить им, что на «Блажен муж» повели они себя некорректно, ведь сами допустили ошибки, а мы не выбежали к ним и не сказали, а что вы тут читаете, в то время, когда мы петь должны.
Служба закончилась. Я пребывала в состоянии трудно описываемом, словно несколько часов кирпичи грузила. Певчие тоже какие-то напряженные. Замучила я сопрано Н. высоким тоном, наверное. Нам было трудно с ней в этом плане. Она даёт тон очень низко, когда регентует, с учётом того, что она вообще не сопрано, а альт, а я не люблю так низко. Жаль ни разу не прибегла я в этот раз к помощи камертона. Дала бы фа-мажор и никаких проблем. Но в этот раз я не в состоянии была об этом думать. Внутри ощущалось очень сильное напряжение, словно меня зарядили током и надо это все выплеснуть, а я не знала как. Я недовольна собой. Но слава Богу за всё – заставляю себя думать так.
Это был хороший опыт. Такие «конфликты» алтарников и клироса случаются. Надо учиться их переживать.
Певчие ушли, остались только Н.С. и пришедшая преподаватель по дирижированию, которая хвалила мои ручки, ведь наблюдала службу примерно с канона. И тут я позволила себе выпустить всё то накопившееся напряжение и стало легче. Мои первые регентские слезы.                      


ps: про пение "Блажен муж" на сырный вторник содержатся противоречия в Типиконе и Минее. Типикон говорит, что не поется, Минея - поется.



Читать далее:

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen