Mittwoch, 20. April 2016

Записки начинающей регентши - Таинственная литургия

Таинственная литургия


Именно так мне хочется назвать Литургию Преждеосвященных Даров. Подумать только, всё время после совершения воскресной литургии, на которой приготовляются Христовы Тайны для литургии на среду и пятницу, они находятся в храме. Христос непосредственно находится всё это время в храме! Ясно, что Он всегда невидимо с нами предстоит, но здесь ощущается более тонко, каким-то ещё неизъяснимым образом Его особое присутствие. Здесь есть некая особая тайна. Душа это чувствует, человеческий ум объяснить не в силах. Отчего же так трепещет эта душа, когда поешь «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа», отчего охватывает неизъяснимое чувство?! Потому что, как и поётся, входит Царь Славы, входит живой Христос. Ведь на литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого во время пения Херувимской песни выносятся ещё не освященные Дары (в Чаше находятся пока хлеб и вино), а на этой литургии, составленной святителем Григорием Двоесловом, они уже освящены (в Чаше Тело и Кровь Христовы). Именно поэтому литургия не включает в себя Евхаристический канон. 
И отчего же я недостойная, которая лишь только в начале Великого поста первый раз в жизни пела на литургии Преждеосвященных Даров, сподобилась уже к концу поста проводить такую литургию (и присутствовала на ней третий раз в своей жизни)? Смотрю на это как на великую милость Божию.
Осознавая своё недостоинство я поначалу не хотела проводить эту службу, думала, что лучше на следующий год. Но кто знает, что будет с нами на следующей год и поступила по принципу «дают – бери». Ведь такая особая литургия будет совершаться теперь только в следующий Великий пост.
Удивительная закономерность, но преподаватель Н.С. снова заболела перед днём проведения службы, как и прошлый раз, когда я первый раз регентовала литургию. Но планы не были сорваны, и она попросила опытного регента поддержать меня в случае чего.
Я человек, скромный и немного стеснительный по натуре, и мне это немного мешает в регентском деле. Оказываясь с незнакомым мне человеком, я начинаю как-то смущаться. Так же произошло в начале службы, когда к третьему часу подошла незнакомая мне опытная регент, с которой мы должны были вместе петь. От этого я вела себя неуверенно, дала слишком низкий и корявый тон на 6-й глас, и мы вяло «вползли» в тропарь 3-го часа. «Ира, соберись, – говорила я себе и молилась». Ещё больше вывела меня из равновесия «новость», что на часах будет читаться Евангелие. Я просто была к этому не готова и не знала постовые опевы Евангелия. Я даже хотела отдать эту часть провести поющей со мной девушке, но подумала, что это просто смешно будет, ведь нет там ничего сложного, просто надо собраться и наложить знакомый текст на знакомую же постовую мелодию. Слава Богу, на часе шестом мы зазвучали едино.
Где-то на часе девятом подошёл уже знакомый мне очень талантливый певчий К., который должен был сольно спеть великий прокимен. Спел он его шикарно, к тому же это была сочиненная им самим мелодия, которую он дописывал прямо на службе.
Служба прошла очень быстро, словно на одном дыхании, и так всё было тихо и таинственно. Я вообще очень люблю петь в малом составе, наверное потому, что в таком случае больше сосредоточенности, благоговейности, меньше лишних разговоров.
Благодарю Господа! Благодарю настоятеля храма за возможность нам, ученикам, практиковаться на таких службах, благодарю наших преподавателей!  

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen