Mittwoch, 30. März 2016

Записки начинающей регентши - Знакомьтесь со святыми

Знакомьтесь со святыми

Прмч. Стефан Новый и прп. Феодор Студит
 Я всегда стараюсь «познакомиться» со святым, которому предстоит служба, то есть узнать про него, почитать его житие. Не важно, буду я петь на службе или регентовать. В последнем случае (для регента) это, безусловно, принимает более значимую роль, ведь через него всё передается певцам, в том числе и духовный настрой. Мне пока, конечно, не приходится говорить о такой взаимосвязи, о собственном хоре (будет ли он у меня вообще когда-либо один Бог ведает, да и какой хор, хотя бы квартетик; вот по П.Г. Чеснокову минимальный состав хора – это 12 человек, редко где в наши времена встретишь такую роскошь, впрочем, я на неё и не претендую).
Познакомившись таким образом со своими «первыми» святыми, теми, которым была моя первая регентская служба, запланированная и тщательно подготовленная, мне, конечно же, стало интересно узнать и про святого, которому мне вдруг внезапно пришлось провести службу. Внезапно? Да, наша преподаватель призывала нас ходить петь на службы, чтобы давать на них блоки для управления, поскольку это очень хороший опыт – управлять «с листа», без подготовки. Ведь в жизни такая внеплановость случается часто: решил, к примеру, вдруг батюшка другому святому послужить, и вся подготовка коту под хвост. Или к запланированной литургии решили присоединить ещё и утреню. Когда уж там стихиры смотреть, придётся показывать «с листа». И, конечно же, навык такого показа во время учёбы позволит лучше и качественнее провести службу, когда регент останется один на один со своими певчими и рядом не будет опытной преподавательской руки.  Кто-то может подумать: ну как же так, ведь при таком подходе больше вероятности совершить ошибку во время службы. Это бесспорно. Но пусть уже лучше эти ошибки будут пройдены в рамках учебного клироса, в храме, где было дано соответствующее благословение на учебную регентскую практику, где священники, по крайней мере, морально готовы к такой ошибке, и не будут на неё так болезненно реагировать, как может произойти в храме, где подразумевается, что всё должно быть изначально чисто и прекрасно, без сучка и задоринки. Так же как и регент, пройдя через такую ошибку во время учёбы, вряд ли повторит её в процессе самостоятельной регентской практики. А представить себе выпускника-регента, не имеющего возможности практиковаться на службах во время учёбы. Он «принесёт» с собой в новый храм все эти ошибки, и как результат его квалификация, как регента в глазах других будет выглядеть намного ниже, чем у того, который прошёл все ошибки в рамках учебной практики. Понимание этого каждый раз вселяло в меня огромную радость, что промыслом Божиим я стала учиться именно на этих курсах, а не там, где изначально мне хотелось.   
Вот так шла я в храм на очередную будничную службу просто петь. Но меня почему-то не покидала мысль о том, что возможно придётся управлять. Просмотрела до службы стихиры, чтобы хотя бы «познакомиться» с предстоящими гласовыми напевами. Впрочем, так я делала и раньше. Лучше заранее посмотреть тексты стихир и достойно произнести их, чем «жевать» слова во время пения.
Отчего же меня не покидает мысль, что сегодня снова придётся «приложить руку»? Ведь совсем недавно была служба, есть наверняка другие желающие.
Преподаватель предлагает провести службу одной сокурснице, потом другой, девочки отказываются. Уже поздно раздумывать, чтец дочитал начало вечерни, возглас, великая ектения. Преподаватель ведёт сама. В паузу она снова пытается растормошить народ на проведение службы. Все молчат. И тут вставляю свое слово я – «ну, если никто не хочет, я могу». Н.С. с радостью соглашается и отдает мне бразды правления.
«Господи воззвах», «Свете тихий», прокимен, всё проходит нормально. Звучим немного странно, словно дырка в середине. Я только после простуды, меня одной на партии второго голоса явно не хватает при наличии двух сопрано и двух теноров. В паузу прошу петь вторым одну из сокурсниц. Стало лучше.
Стиховня. И вот он первый бесценный опыт, первая заваленная стихира 2-го гласа. Поскольку не было предварительной подготовки, стихиры пришлось петь прямо «с листа», из Октоиха (а ведь они там даже не размечены, как в Минее). Я хотела зачем-то раньше дать показ на заключительную строку (хотя, когда просматривала стихиру, так не планировала), а певчие поняли это как следующую строку напева. Я не успела показать уже то, что поняли они, и соответственно дать показ к концу, и как результат стихира «поползла». Это было какое-то мгновение, но оно, казалось, длилось очень долго. Я в растерянности, не могу сообразить, что делать –  дать тон к заключительной мелодии и допеть? Но уже поздно. К тому же тон заключительной мелодии вылетел из головы. Преподаватель подсказывает, что поём дальше по ходу службы, следующую стихиру на «Слава».
Мне в этот момент хотелось всё бросить и передать управление преподавателю, но необходимость продолжения службы заставила забыть про первое, основанное на страхе и растерянности желание, я снова собралась и всё пошло своим чередом.
Утреня. Где-то во время кафизм пришёл отсутствующий бас. Катавасию показывала сокурсница. Я хотела ирмосы на 6-й глас спеть на «Волною морскою», но там сложный показ, который мы ещё не изучали, и я не стала рисковать. Как вариант оставалась только «панихидная» мелодия ирмосов покаянного канона «Яко по суху», на которые я не решилась, так как никогда не пробовала их показывать.
С Божией помощью, как сказала преподаватель, со стрессовой ситуацией я справилась. Впереди предстояла первая литургия.          
Но с чего я собственно начала? Святые. Служба была преподобномученику и исповеднику Стефану Новому, с которым до службы я «познакомиться» не успела. Стала читать его житие на следующий день, смотрела иконы. И на одной из них он изображен вместе с преподобным Феодором Студитом, которому вместе с другими мучениками была моя первая служба в рамках курсов. «Интересно, дальше такая же связь будет между службами, – подумала я».
А ещё говорят, что святые, которым проводятся первые регентские службы, становятся покровителями регента. Я в это верю, ведь это тоже своего рода рождение в новой роли. 

Читать далее:
Литургия

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen