Freitag, 24. Juli 2015

Клирос - это моя жизнь!

Рассказ от Светланы Кошелевой о ее пути на клирос.

Я посвящаю эту статью именно клиросу, потому что клирос – это что-то такое необыкновенное. Впрочем, каждый человек понимает это слово по-разному.

1. Жизнь автора

В моей семье мне мало рассказывали о Боге, но моя детская душа тянулась к чему-то красивому, но всё это заглушал алкоголизм моего отца. Крестили меня в 6 лет в храме Рождества Пресвятой Богородицы, село Верхнее Мячково, без присутствия родителей, просто шли с бабушкой мимо храма, и она захотела... 
Детей в храме было много. Помню, как меня батюшка окунал три раза в купель, но для чего я не знала, мне дали просфорку, свидетельство и книжку с церковными пасхальными песенками и раскрасками, а ещё на мне был надет серебряный крестик с цепочкой. На службе я не была ни разу, но душа болела и просила…Я просила родителей взять меня с собой, но они не брали, так как я могу устать и буду проситься домой.
Один раз поехали мы с бабушкой на дачу, зашли в храм, чтобы купить папе крестик, а в храме шла служба. Я, будучи ребёнком, не зная азов православной веры и службы, встала рядом с бабушками, а в это время батюшка кадил храм. Бабушки помогали мне советами, как и что надо делать в такие моменты службы. Бабушка, купив крестик, берёт меня за руку и тащит из храма, я плачу… было очень больно в этот момент. Больше в храме я не была, только мимо проходили.
На праздник блаженной Матроны Московской меня мама взяла в храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла города Лыткарино, где собственно скоро и началось моё служение Богу. Как только я зашла в храм, я услышала дивное пение, мне нравилось там всё. Сейчас мне представляется, что на тот момент я была как бы слугой князя Владимира, что я стояла и не понимала, где я нахожусь на небе или на земле.

Глядя на хор, я сказала: «Счастливые люди стоящие там и славословящие Творца, вот бы и мне туда, да кому я там нужна, если даже под коврик певчим не гожусь, ибо недостойна..».

На тот момент мне казалось, что клирос – это то место, где воистину поют вои Ангельские. Это были Небесные голоса, что у меня были мурашки на коже и запомнилось только одно: «Святая блаженная Мати Матроно, моли Бога о нас».

Я пришла домой и пела это, пытаясь повторить также, как пел хор. С этого времени я делала себе одежды, играя в батюшку, и пела, пела, пела…. Мне родители делали замечания, но я не обращала внимания, моя детская душа была занята чем-то необъяснимым, но в тоже время нужным. 
Приходя в храм, я пела всё, что разрешалось петь народу, но я не понимала некоторых слов и их смысл. Особенно мне нравилось петь «Тело Христово» со всем народом, после чего мне одна бабушка показывая на клирос сказала: «Тебе туда надо», я сказала ей, что может быть и надо, да кому я там нужна. У меня было такое представление о клиросе, что туда даже с тройками не берут, а у меня ох как хромала математика. 
Вот пошли школьные годы, уроки сделала, после уроков гуляла или сидела дома, а родителям это не нравилось. Я пошла искать счастья в музыкальной школе по инструменту, который я не знала, но мне понравилось его название - аккордеон. Но узнав, что там тоже задают домашние задания, да ещё этот инструмент надо покупать, отказалась учиться.
Одноклассник пригласил меня в спортивную школу олимпийского резерва. Я с 2002-2009 занималась спортивным ориентированием, были победы и поражения, командные соревнования меня радовали, но о храме уже не было и речи. Занимались в лесу на свежем воздухе, ходили на шашлыки, тренировались, всё было здорово, но опять душа затосковала…

2. «Путь на клирос»

В летнее время соревнований не было, были каникулы, и я с мамой пошла в храм на службу. Но уже было не то, я спала на часах, а хор меня будил, когда начинал петь.
Однажды я увидела объявление около храма, что идёт набор в воскресную школу, там изучают: Закон Божий, церковное пение, жития святых. Естественно я записалась. Мы изучали с батюшкой Новый Завет, но самым главным для меня это было знакомство с церковным пением. С самого первого занятия нас всех регент попросила спеть «Отче Наш» и в этот момент я себе сказала, если я не спою, то никогда себе этого не прощу. 
Спели красиво, регент всё нам объясняла смысл каждого слова, ноты и многое другое. Делали концерты, на которые отбирали и меня. Мне так нравилось петь, что мне хватило наглости попроситься на клирос. Она согласилась и стала нас хотящих петь, учить. Было много спевок, но на клирос нас пока не пускали.
Так я знакомилась со Христом, с православной верой.

И вот однажды в будний день я и моя подруга с регентом, пошли учить антифоны Литургии не в спевочную, а на клирос. Клирос в то время у нас был на балконе. Когда я поднялась на клирос и уже стояла около аналоя, мой мозг отключился, я чувствую, что теряю равновесие и в мозгах промелькнуло «ещё один раз согрешишь полетишь вниз», не знаю каким образом я пришла в себя, и мы запели. 

На клиросе было легко, чувствовалась благодать. Именно здесь ты понимаешь всю ответственность служения Богу и людям. Именно ты представляешь Ангелов Божиих, которые непрестанно служат Христу. Когда спевка закончилась, и мы спустились вниз, вернулась в ноги вся тяжесть мирской суеты.
С того момента нам разрешалось быть на клиросе, когда захотим, так как регент взяла благословение у настоятеля. Сначала было очень обидно не петь, но теперь всё становится ясным. Под конец мне это всё надоедало, и я стала реже приходить, приходили мы только в воскресную школу, где на нас ругались бабушки, почему мы не в храме. Но в один момент всё перевернулось…

3. «Служение Богу и людям»

Учась в школе, делая многочисленные уроки, мне надоедало всё. Клирос каждый день напоминал мне о себе. Я плакала от радости, когда регент мне сказала "приходи, когда захочешь". 
На Казанскую мы пели тропарь детским хором, это была самая лучшая служба и знакомство с хористами. Мы стояли на клиросе на ночной в Рождество, на Пасху потихоньку пели за хором своим детским составом, участвовали в различных концертах. На спевки с хором нас не приглашали. Болтали на службе много из-за чего регент говорила «сейчас спущу вас с клироса», мы замолкали, но ненадолго….

Итак, в хоре я с 2010 года, оставила спорт, выбрав служение Богу. Много чего было, но всё это в прошлом. На меня ругались родители из-за того, что каждое воскресенье в храме.
Как я училась петь? Да очень просто. После уроков, перекусив только хлебом, я бежала петь. Так я выучила свою партию.
На клиросе чего только не было, мне казалось, я мешаю всем. Регент делала спевки с учениками, я учила партию сопрано. И вот, долгожданная Всенощная в субботу. Я прихожу на клирос, там никого нет. Конечно, я очень внимательно слушала службу, но я не знала где чего лежит, и мне казалось тронь эти заветные книги, ноты и на тебя обрушиться строгий взгляд регента и всего хора. 

Ну вот…зажигается паникадило, возглас диакона «Восстаните», я одна восстала. Хора нет, на меня смотрят чтецы с левого клироса, я понимаю, что надо петь и даже знаю что, но разум мутнеет и говорит не надо… хора нет… но тут мысль, что это не театр, служба началась, священство обратно не уйдёт и я начинаю петь одна «Господи благослови»...

...дальше возглашает священник «Слава Святей...» Я на весь храм пою «Аминь» и стараюсь тянуть, так как 103 псалом я помню как поётся, а в словах могу запутаться... в этот момент священство поёт «Приидите поклонимся…», после того как они допевают я готовлюсь вступать....и тут меня спасает клирошанка, которая прибегает всё достаёт и мы поём уже вдвоём. После этого мне уже ничего не страшно.
Вот тянутся годы на клиросе и уже с каждой службой мутнеет разум, кажется, что всё, что ты делаешь напрасно. Тебя тут никто не любит, не уважают, а только придираются и просят что-нибудь принести. 
После того, как с чтецом вдвоём пели много служб, когда хор был в отпуске, мне разрешали уже петь не только ектении. Было много провальных служб, где именно я пела плохо и считала так одна я, но не регент. После того, как я начинала одна службу, на меня ополчился весь левый клирос, так как если хор опаздывает, то поют они, а я об этом не знала. В общем врагов себе нажила, но и друзей у меня много было.
С хором не ссорилась, наоборот старалась помогать.
Шли годы…из тех учеников из воскресной школы осталась я одна. Регент уже не преподавала в воскресной школе, поэтому детей на нашем клиросе больше не было. Если у меня что-то не получалось я ей всё говорила, она меня успокаивала. Были и такие службы, от которых просто хотелось напиться, чтобы света белого не видеть.
Так грустно, когда тебя не замечают…. Но регент вытащила меня из этого всего, она делала для меня всё и делает до сих пор. Ведь если бы не она, я бы не пришла в храм, моя бы мама так не воцерковилась, и бабушка бы не стала ходить на службы. Если бы не клирос, я бы вела такую же жизнь, как и мой отец, который напрочь сдружился с алкоголизмом. Мне грустно об этом говорить.
Иногда на меня совершают нападки родные, что ты туда ходишь и бесплатно поёшь? После этого я редко ходила петь, но ходила. Потом у меня случилось что-то с голосом, я не могла петь сопрано, у меня болело горло после каждой службы.
Я пала духом и сказала регенту: «Зачем Вам нужен такой певчий как я?» и ушла, не пришла на службу. Да, это было глупо, но мне было очень больно, что я никогда теперь не буду петь.

Но вот чудо, после службы мне звонит регент, мы поговорили, она сказала, ты нам нужна, выучим вторую партию и всё. Когда пришла на клирос, то я поняла, что действительно нужна. Клирос – это семья, мы так сдружились.

Я учила вторую партию недолго, но мучительно больно. У меня ничего не получалось, и практически после каждой службы, я со злостью заходила домой и падала на колени перед иконами и говорила: «Господи, всё, не могу больше, извини меня, хватит», я говорила это маме, что больше не пойду на клирос, но что-то тянуло меня туда - любовь к Богу. Мне так хотелось служить Ему, хотелось отдать всё и даже умереть там. Вот, что делает с людьми клирос, будь это профи или нет. 

Пришла новая скорбь, новая туча повисла надо мной…сменился настоятель. Хор перевели вниз, нас учеников в приход. Всё – это был конец моего клиросного служения глаголил мозг, но душа думала иначе. После того как в воскресенье я плакала на клиросе вместе с регентом и хором, после того, как на каноне Андрея Критского меня прятали назад…я поняла, что это новая эра, которую нужно преодолеть.

Потом опять были искушения, взяли невоцерковленного человека, мы ссорились с ним, мирились, в итоге я обиделась на регента, потому что её тут же взяли в штат, а я 5 лет пою бесплатно. Но в итоге, я опять вернулась в хор, потому что не могу я без клироса жить, не могу. Я люблю каждого с кем пою, я люблю это дело. Были моменты, где про меня забывали, не звали на спевки, но всё это разрешалось. В конечном итоге я выучила две партии, дома учу третью и даже четвёртую.

Я окончила колледж на повара и технолога общественного питания, ищу работу по профессии, но клирос не оставляю. Клирос больше лежит к моей душе. Я понимаю, что клирос – это моя жизнь, да он окутал меня своими сетями, но я должна отблагодарить Бога за всё. 

Я пойду учиться на певчего, потом на регента. Хочу создать детский хор. Да, это трудно и очень трудно, ну а как мы спасём нашу веру. Детей надо уже сейчас приучать к службе, чтобы они понимали, что поётся и читается в храме. Дай Бог, чтобы у меня всё получилось.

Хочу сказать в заключение, что я не знаю, какие ещё бывают клиросы, и какая там обстановка, я всегда представляла клирос таким, сейчас уже представляю другим, но всё тем же. Хочется сказать, что не сдавайтесь, если у Вас были такие же падения, как и у меня. Может кто-то обрёл после ухода с клироса хорошую жизнь, я бы не обрела, уверена в этом. 

И даже сейчас, прошедши через все эти испытания, хочется воскликнуть: «Господи как хорошо служить Тебе, спасибо Тебе за это»!!! Дорогие клирошане никогда не унывайте, молитесь и благодарите Бога, что Вы стоите на клиросе. Спаси Господь!

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen