Donnerstag, 23. Juli 2015

Как я поступала на певческие курсы

Рассказ написан с целью некой поддержки для тех, кто желает поступить на православные певческие курсы. Не бойтесь, а с Божьей помощью осуществляйте желаемое, если чувствуете, что Господь призывает вас на клиросное служение.

Часто слышишь вопросы от людей, какие же курсы (учебное заведение) лучше выбрать? Да, передо мной тоже стояла такая проблема. Конечно, в данном случае есть смысл заранее получить информацию о том, каков уровень обучения на тех или иных курсах, чтобы не случилось так, что вы будете сильно отстающим, если на курсах не готовят певчих совсем с нуля, либо наоборот, вам станет скучно заниматься, поскольку вы будете на несколько шагов опережать других учащихся.
Но окончательно ответ на этот вопрос дает Премудрый Всевидящий Господь. Обращайтесь к Нему, верьте и увидите, Он обязательно направит Вас туда, где именно вы получите наибольшую пользу.
Как раз в моем рассказе описывается ситуация, как Господь привел меня в подходящее именно для меня место. И здесь нет какого-то абсолюта «поступайте только сюда, а туда ни в коем случае», у каждого это индивидуально. Хорошо бы, конечно, еще и посоветоваться в данном вопросе со своим духовником (священником), ведь через них говорит Сам Господь. А вот своевольный неправильный выбор может иногда и печально закончится.

  
Как я поступала на певческие курсы

Удивительно, что по прошествии определенного времени мы вдруг начинаем понимать, что сейчас в данный момент переживаем период жизни, который когда-то был лишь в мечтах. Но тогда реальность воплощения мечты в действительность никак не могла прийти в голову. Всё казалось настолько невозможным.
И вдруг в определенный момент жизни становится ясно, что сейчас происходит именно то, о чём несколько месяцев или лет назад можно было думать, как о совершенно неосуществимом в реальности.  Кто же так всё устраивает? Не Един ли Бог, творяй чудеса?!

В сентябре 2014 года меня приняли (именно «меня приняли», никак не хочу употреблять словосочетание «я поступила») на певческие курсы, о которых я даже мечтала не смело. Это певческие курсы под руководством известного в музыкальной церковной среде, действующего регента Е.С. Кустовского. Официально курсы являются регентско-певческим отделением Православного гуманитарного института «Со-действие».
И вдруг начали всплывать у меня воспоминания, что когда-то в году эдак 2012, когда я была в полном недоумении о своём дальнейшем жизненном пути в Германии, посещали меня и такие мысли – вернуться в Россию и поступить в какое-нибудь учебное заведение, где обучают церковному пению. Я даже тогда занялась поиском в сети таких заведений, но изучив требования для поступления и соразмерив со своими музыкальными способностями, тут же сочла эту идею нереалистичной.
Можно ли было тогда подумать, что спустя каких-то два года я буду учиться церковному пению в подобном учебном заведении, пусть и обучение длится всего год.
Но расскажу подробнее о том, как Господь меня туда привёл.

Мысль, поступить на певческие курсы, сформировалась в моей голове практически сразу после того, как я после возвращения в Россию начала петь на клиросе в Московской области. Когда я смотрела в интернете, что для этого требуется, я понимала, что только, наверное, через год я могла бы попытаться поступить на одни из таких курсов. И вот год моего пения на клиросе подходил к концу.
Несмотря на то, что в Москве певческо-регентских курсов достаточно много для выбора, я остановилась только на трёх. На двух из них, в том числе на курсах Е.С. Кустовского, прослушивание начиналось лишь в августе-сентябре. И только на одних можно было пойти на прослушивание уже в июне, что я и сделала. Там оказалось не требовалось ничего сложного и меня даже назвали «продвинутой». Я поступила, слава Богу, и занятия должны были начаться в сентябре.
Но поскольку я много была наслышана, как о самом Е.С. Кустовском, так и о его курсах, меня не покидала мысль попробовать поступить к нему или хотя бы просто сходить на прослушивание, чтобы просто лично посмотреть на человека, о котором так много говорят.
Дело в том, что одна моя знакомая регент училась у него на регентском отделении тогда, когда перед ней резко встала проблема управления хором, поскольку регента в хоре не было. Она рассказывала про специфический подход его преподавания, как бы так сказать, иногда не очень вежливый к учащимся, он мог накричать, назвать бездарностью и т.п.
В целом всё же, несмотря на наличие критики в адрес курсов Евгения Сергеевича, в том числе в сети Интернет, и  часто совершенно не оправданной, его курсы считаются на голову выше каких-то других. И критика это лишь дополнительно подтверждает, она в данном случае работает на него.
Мне хотелось именно на курсы Кустовского также по причине того, что у него певчие учат не только свои партии, но и другие. Например, я пою вторым голосом, но хочу выучить также партию первого и третьего. На других курсах этим часто занимаются исключительно на регентском отделении.
Всё лето я ломала голову, идти или не идти к нему на прослушивание. Думала, что раз я уже куда-то поступила, зачем идти пробовать на другие. Молилась, чтобы Господь Сам управил. И Он управил.
Приближался конец августа. В сентябре должны были начаться занятия на моих курсах. Но точную дату начала занятий пока не сообщали.
И вдруг в один день я случайно в социальной сети «Вконтакте» натыкаюсь на сообщение на страничке Е.С. Кустовского, что 12 сентября будет прослушивание на певческое отделение.  Я подумала, что раз у меня уже начнутся занятия на других курсах, нет смысла идти к нему прослушиваться. Через несколько дней я узнаю дату начала занятий –  15 сентября. Получается, занятия до даты прослушивания ещё не начнутся. Это и было мне ответом: иди, прослушивайся, что мешает.
Добраться до курсов не удалось без искушений. Прежде чем найти нужный дом, я умудрилась заблудиться в трёх соснах, никак не могла найти нужный мне вход.
Наконец, добралась. Передо мной было человек тридцать. С кем-то знакомимся, общаемся.
Сижу в очереди. Кто-то тоже просто сидит, другие что-то повторяют, поют гласовые напевы. Видно, что есть группы людей, которые уже знакомы друг с другом (можно сказать спевшиеся коллективы). Глядя на этих других, думаю, а что я тут делаю. А может уйти и не позориться. Евгений Сергеевич лично приглашает каждого по одному в кабинет. Оттуда слышится многоголосое пение, что меня удивляет. Не зная, что там происходит внутри, я подумала, что может быть он сильных претендентов просит петь вместе на несколько голосов. На других курсах меня просто попросили спеть одной по нотам, и после была распевка под фортепиано. Гласов не спрашивали.
Понимаю, если меня сейчас здесь спросят напеть какой-либо глас (одной), я могу не все гласы точно правильно спеть. Повторяю про себя глас 1-й, с которым бывают проблемы именно, когда я одна его пою. Сижу, думаю, ладно, что я переживаю, я уже поступила на другие курсы, а сюда просто пришла посмотреть что, да как.
Люди выходят от него в основном довольные, принятые. Всё же нет, они выходили с такими лицами, что понять радость это или печаль было сложно, пока не спросишь.  Оказывается те, кого он не принимал, могли остаться учиться на подготовительных курсах. Самая шумная группа людей, явно друг с другом уже знакомых, поступила и вышла на улицу, откуда через некоторое время раздалось их согласное пение. Как выяснилось позже, это был самоподобен «Небесных чинов», мне на тот момент совершенно незнакомый. Опять мысли смущают меня – вон какие люди поступают, спокойно поют по партиям, тон задать могут, да таким на регентский пора. Куда мне до них?
Осталось нас совсем немного, подошли еще новые люди. Выходящие из-за двери пугают рассказами, что Евгений Сергеевич не один прослушивает, а там целая комиссия. В воображении возникают картины несчастного абитуриента, одиноко стоящего на сцене перед грозно сидящей комиссией из строгих дядечек и тётечек. На других курсах прослушивал только один человек. 
Подходит моя очередь. Захожу. Совсем не волнуюсь, как ни странно. Поздоровались. Призраки грозной комиссии и сцены рассеялись. Сколько, правда, было внутри людей, не скажу. Как-то мозг не работал в этом направлении. Евгений Сергеевич спросил, пою ли я где-то. Я ответила положительно, сделав акцент на том, что я не одна в партии пою и именно этому хотела бы в том числе научиться, хорошо держать свою партию.
На аналое лежит книга с богослужебными текстами. Мне показывают на текст первого гласа (ха-ха, вот он мой родимый, думаю, не зря я его повторяла), ко мне с обоих сторон подходят две девушки. Евгений Сергеевич задает тон, и мы квартетом поем этот самый текст. Я спела. Мне даже сказали, что хорошо держала партию. Только надо громче. Чувствую себя совершенно уверенно и спокойно к моему великому удивлению (не то, что этим летом перед литургией, когда нужно было впервые петь одной свою партию).
Дальше открывают степенну 6-го гласа Ионафана Елецких. Мои любимые степенны! Слава Богу, я их хоть немного учила, потому что в нашем хоре их постоянно поют. Оказывается, эта часть прослушивания называлась «чтение с листа». Мне, можно сказать, повезло, для меня это будет больше «чтение с памяти». Поскольку я эту степенну учила и пыталась петь в хоре, но никогда не пела одна в партии (степенны Иоанафана не относятся к серии легких песнопений), с задачей я не совсем справилась. Мы не допели даже до середины.
– Ну что возьмем? – обращается Евгений Сергеевич к одной из коллег, которая пела первым голосом. – Будешь мучиться? –  (видимо имея в виду мои недостающие знания по сольфеджио). Коллега, утвердительно кивает (кстати, ей повезло, мучиться пришлось ни ей, потому что на сольфеджио я попала в группу другого преподавателя).  
Меня взяли!!! Из уст вырывается благодарное «спасибо». Теперь мозг от радости отключился окончательно. Мне дают анкету для заполнения и отправляют в соседнюю комнату, очень акцентируя внимание на том, что её (анкету) надо будет потом заполненную отдать назад. Видимо не я одна пребываю от радости в таком заторможенном, словно после наркоза состоянии. Что-то там говорят про молебен в воскресенье. Честно скажу, анкету было не просто заполнить – мозг отказывался включаться и не мог сосредоточится даже на элементарном: где я? Что я? Как меня зовут?
Возвращаюсь, отдаю анкету, уточняю про молебен. Оказывается у нас будет молебен на начало учебного года в храме вмц. Ирины (!) на Бауманской. А я так давно там не была!
Кстати, среди нас всё-таки нашёлся один человек, который от радости ушёл с анкетой.  
Иду к метро, солнышко светит, радость всю меня переполняет. Хочется поделиться с мамой, у неё занято. Ближе к метро встречаю людей из той самой продвинутой группы, певшей «Небесных чинов», знакомимся. Они оказывается посещали подготовительные курсы, где успели познакомиться и спеться. С одной из девушек мы оказались даже практически соседями, и вместе потом ездили домой.
Молебен в воскресенье прошёл отлично, Евгений Сергеевич был удивлен уровню новичков, но это означало, что к нам будут предъявлены повышенные требования.

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen