Sonntag, 15. März 2015

Все, что нужно знать о посте, сказано в Постной Триоди

Когда начинается пост, особенно великий, да и потом во время его продолжения, всегда много говорят о телесном (в частности в еде) воздержании. Почему-то так сложилось, что все разговоры о посте сосредотачиваются именно об этом, что есть, что не есть, люди вчитываются в составы продуктов, на православных сайтах и каналах без конца из года в год задают вопросы о вкушении продуктов. И почему-то в меньшей степени людей интересуют вопросы духовной стороны поста. Нам кажется, если мы съедим продукт, в котором содержится, к примеру, яичный порошок или сухое молоко, будет катастрофа, мы будем рассказывать об этом на исповеди. 
Это, конечно, может и не плохо, но если не брать во внимание духовную сторону великого поста, очищение постом не только тела, но и души (в первую очередь), то все эти вчитывания в составы являются отцеживанием комара и поглощением верблюда. Телесное воздержание ведь нужно для духовного подвига. 

И вот встречаю я в постной Триоди еще в подготовительный период Великого поста (среда сырная) следующую стихиру:
"От брашен постящися душе моя, и страстей не очистившися, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога, и злым демоном уподобишися, николиже ядущим. Да не убо согрешающи, пост непотребен сотвориши: но непоколебима к стремлением безместным пребывай, мнящи предстояти распятому Спасу, паче же сраспятися тебе ради Распеншемуся, вопиющи к Нему: помяни мя Господи, егда приидеши во царствии Твоем".

Кратко и ясно говорит Триодь. Нет тебе пользы человек, если ты, воздерживась в течение поста от еды, не воздерживаешься от страстей (у каждого они свои, особо проблемные). И даже не вздумай этим хвалится и радость твоя от такого поста будет пустой и от Бога получишь большее осуждение. Ведь в таком состоянии человек уподобляется демонам, которые вообще ничего не едят.
Борись человек постом с грехами и страстьми своими, а телесное воздержание пусть будет помощью тебе в этом, сораспни их не по принуждению, а по воле своей подобно тому, как распял Себя вольно Христос.
Ах, как это сложно по себе знаю, но надо хотя бы к этому стремиться, а Господь воздает и за намерения.

Еще хочется процитировать прот. Александра Шмемана, книга "Великий пост":
"Незнание Триоди — главная причина, почему в христианском сознании постепенно иначе стали пониматься смысл и значение Поста, что мало–помалу обратило Пост в соблюдение чисто формальных «предписаний» и ограничений в пище. Подлинное вдохновение и призыв Великого Поста в настоящее время почти утеряны, и единственная возможность их вновь приобрести — это внимательное слушание всех песнопений Триоди."


"Постная Триодь — неизвестная, забытая книга! Если бы мы только знали, что в ней мы можем найти возрождение, приобрести вновь дух не только Великого Поста, но и всего Православия, — «Пасхального» образа жизни, смерти и вечности."

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen