Montag, 23. März 2015

Литургика. Лекция 18: особенности служб Великого поста, часть 5. Утреня

ЛЕКЦИЯ 18: ОСОБЕННОСТИ СЛУЖБ ВЕЛИКОГО ПОСТА. ЧАСТЬ 5. УТРЕНЯ

Прежде чем перейти к великопостной утрени, немного слов об ирмосах Великого канона. Так сложилось, что самым популярным напевом являются ирмосы Д.С. Бортнянского. На самом деле авторство как таковое ему не принадлежит, он сделал обработку старинного одноголосого распева.
Д.С. Бортнянский внес значительный вклад в становление, точнее в возвращение церковной музыки к исконно русским традициям. На церковную музыку оказала огромное влияние итальянская, и даже отчасти оперная музыка, выдвигая церковно-певческие традиции из богослужебного пения. Итальянские композиторы писали на заказ музыку для богослужебных песнопений (она существует и по сей день, к примеру, композитора Дж. Сарти), но такая музыка совершенно не соответствовала сути православия, уставным требованиям, она не способствовала молитве, богослужение превращалось в концерты. Ввиду развитости многоголосия, одноголосные знаменные распевы уже никак не могли остаться в рамках богослужения, а многоголосых вариантов не было. Д.С. Бортнянский первым начал делать обработки старинных напевов с целью вернуть церковное пение к русским традициям. После и другие композиторы последовали его примеру и стали также делать обработки старинных церковных обиходных песнопений.

Рассмотрим теперь особенности великопостной утрени.
Последование обычной утрени содержится в Часослове. Уже в начале утрени видим, что оно отличается в зависимости от того есть или нет Четыредесятницы. После соответствующего начала следует привычное для утрени шестопсалмие, затем великая ектения. И вот мы дошли до «Бог Господь». В великий пост эта часть отсутствует, а вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа». Принцип тот же: читаются соответствующие стихи, хор поет припев «Аллилуиа» и т.д. Глас, на который поется «Аллилуиа» зависит от гласа седмицы, который начался в субботу вечером, стихи указаны в часослове. На практике поется просто на постовой напев.
Впрочем, в обычные будние дни вне великого поста «Бог Господь» также не всегда поется, а может быть положено пение «Аллилуиа». Когда положено, а когда нет – указано в Типиконе.

После «Аллилуиа» поются Троичны. Троичны представляют из себя три тропаря с припевами между ними, перед 2-м произносится «Слава», перед 3-м – «И ныне». Классический Троичен содержится в утренних молитвах «Воставше от сна припадаем …».
Сложность (только на первый взгляд) Троичнов в рамках утрени состоит в том, что они отличаются в зависимости от гласа и окончание припева к 1-му тропарю изменяется в зависимости от дня недели.
Троичен возглашается чтецом, а хор поет его окончание – изменяемое к 1-му тропарю и неизменяемое у 2-го и 3-го тропарей. Троичны и их окончания по дням седмицы содержатся в приложении к Октоиху, также есть в часослове.
Пример:
Седмица 8-го гласа, день: понедельник.

Чтец возглашает 1-й тропарь Троична 8-го гласа:
На небо сердца имуще, ангельский подражим чин / и со страхом Судии припадем, победную взывающе хвалу:

Хор поет окончание тропаря и дополняет изменяемым припевом, в нашем случае понедельника:
Свят, Свят, Свят есѝ, Боже нашПредстательствы безплотных Твоих помилуй нас.

Чтец – 2-й тропарь:
Слава: Зрети Тебе не смеюще Херувими, / летяще зовут со восклицанием Божественную песнь трисвятаго гласа, / с нимиже и мы вопием Ти:

Хор полностью повторяет неизменяемое окончание:
Свят, Свят, Свят есѝ, Боже наш, молѝтвами всех святы̀х Твоих помѝлуй нас.

Чтец – 3-й тропарь:
И ныне: Сляцаеми множеством прегрешений наших / и не смеюще воззрети на высоту небесную, / душу с телом преклоньше, / со Ангелы песнь вопием Ти:

Хор также повторяет неизменяемое окончание:
Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, Богородицею помилуй нас.

После троичнов стихословятся кафизмы. В великий пост их положено читать в большем количестве: 3 кафизмы. Указание на то, какие кафизмы стихословятся есть в Типиконе. Малая ектения между кафизмами не бывает, прочитываются необходимые седальны.
По окончании кафизм полиелея не бывает, поскольку это праздничный знак, а у нас великий пост. Чтец читает псалом 50-й и начинается канон.

Канон великопостной утрени достаточно сложен. В отличие от канона обычных дней он содержит в себе библейские песни, а во вторник появляется 2-я песнь, которая в обычные дни не поётся.
Сам канон сочетает в себе тропари Минеи и тропари трипеснцев Триоди, припевами к которым являются стихи библейских песен. Поскольку в Триоди всегда содержится только 3 песни, а в Минеи – соответственно 9, некоторые песни включают в себя только тропари Минеи, а те, которые содержаться в Триоди - соответственно и Минеи, и Триоди. Сочетание тропарей Минеи и Триоди конкретной песни зависит от дня недели:
в понедельник тропари Триоди прибавляются к 1-й, 8-й, 9-й песням;
во вторник – к 2-й, 8-й, 9-й песням (таким образом 2-я песнь появляется только во вторник);
в среду – к 3-й, 8-й, 9-й песням;
в четверг – к 4-й, 8-й, 9-й;
в пятницу – к 5-й, 8-й, 9-й.
Библейские песни содержатся в ирмологии.
Те песни, в состав которых входит трипеснец Триоди, стихословятся следующим образом:
Читаются стихи соответствующей библейской песни до отметки на «на 14» (к примеру, ирмологий с такой отметкой есть под ред. Е.С. Кустовского). Если отметки нет, то необходимо отсчитать 12 стихов от последнего стиха библейской песни (12, а не 14 потому что 2 последних приходятся на «Слава» и «И ныне»). Этот 12-й с конца стих и будет 1-м припевом. После стиха хор поет ирмос соответствующей песни канона Минеи. Затем припев – следующий стих, после – 1-й тропарь Минеи повторно, библейский стих, 2-й тропарь Минеи и т.д. (всего пять тропарей, из которых 1-й должен повторяться, последним тропарем будет Богородичен Минеи). Бывает, что в храмах опускают повтор тропарей, тогда следует просто объединять стихи библейских песен (это следует заранее обговорить с чтецами).
Стих с отметкой «на 8» будет являться первым припевом 1-го тропаря 1-го канона Триоди, с отметки «на 4» - припевом 1-го тропаря 2-го канона Триоди и читается по такому же принципу: стих, тропарь, стих, тропарь… К двум последним тропарям (Троичен и Богородичен) припевы будут «Слава» и «И ныне» соответственно (поэтому отчет с конца библейских стихов был до 12, а не до 14). После читается особый припев Триоди «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» и тропарь, который следует за ним. И завершается песнь катавасией Триоди.
Стихи библейских песен можно петь (даже нужно) – зависит опять-таки от конкретных храмовых традиций. Напев может быть мажорным или минорным, например, можно спеть так же, как поется на великом повечерии прошения после «Верую» (пример напева на стр. 95 в Последовании Е.С. Кустовского) –«Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных).
Регенту важно понимать, что если он сознательно выбирает, что стихи будет петь хор, а не читать чтец, тексты стихов должны быть очень четко пропеты, чтобы все слова были понятны. Если такой четкости регент не может обеспечить, то лучше остановиться на варианте с чтением вместо пения.

Особенность: если сочетание канона Минеи и Триоди приходится на 6-ю и 9-ю песни, эти песни включают в себя меньшее количество библейских стихов (их всего 14), т.е. стихи до отметки «на 14» отсутствуют. Поэтому эти песни начинаются не со стихословия стихов (их ведь нет), а с ирмоса Минеи.
Если песнь не содержит трипеснца Триоди, а только канон Минеи, то:
Стихословятся только припевы библейских песен с отметки «на 4» (2 последних с конца, не считая «Слава» и «И ныне»).
При этом песни 1-я, 4-я, 5-я и 7-я начинаются с ирмосов. Песни 3-я и 6-я начинаются со стихословия библейских стихов до отметки «на 4», а сам ирмос Минеи поётся после последнего тропаря Минеи (Богородична).
   2-я песнь, которая стихословится только во вторник никак не сочетается с каноном Минеи, поскольку в ней её просто нет.     

По 3-й, 6-й песнях, как обычно, положено прочтение соответствующих седальна, икоса и кондака. Перед 9-й песней поется «Честнейшая» великопостным напевом. По окончании 9-й песни поется «Достойно есть» (поется также в обычные будничные службы) и глаголется светилен Октоиха соответствующего гласа седмицы (они находятся в приложении к Октоиху).
Светилен читается и поются припевы по принципу как Троичны (1-е окончание изменяется по дню недели).
Далее читаются хвалитные псалмы. Будничная утреня содержит особую часть (в великий пост тоже), называемая «стиховня», на которой поются стихиры со стихами по обычному порядку.

Следует окончание утрени по последованию.

Источники:
- Лекции О.В. Мартынова;

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen