Montag, 26. Januar 2015

Литургика. Лекция 12: литургия, часть 1

ЛЕКЦИЯ 12: ЛИТУРГИЯ. ЧАСТЬ 1


Литургия является самым важным богослужением, поскольку именно на ней каждый раз происходит великое Таинство – Таинство Евхаристии (греч. «благодарение»), в котором верующему под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа.
Первые христиане называли литургию Вечерей любви, когда слово «литургия» еще не вошло в обиход, ведь Господь показал великий пример любви к человеку, и любовь эта Господа проявляется вновь и вновь на каждой литургии, Он снова и снова питает нас своими Святыми Телом и Кровью ради нашего спасения. Литургия есть вечеря, трапеза любви Божией к роду человеческому. Около Агнца Божия все собираются на дискосе – живые и умершие, святые и грешные, Церковь торжествующая и воинствующая, Небо и земля.
Слово «литургия» означает «общее дело». Христиане собираются вместе в храме для совместной молитвы и совместного участия в Таинстве Евхаристии (Причащения), чтобы быть причастными Тому, Чьим именем называем себя.

Как упоминалось в первой лекции, литургия не является частью суточного круга богослужений, поскольку она совершается как бы вне времени, ведь в ней явно присутствует Сам Христос. При этом литургия совершается в определенный момент в суточном круге.
Исторически местом литургии в суточном круге был вечер, поскольку литургия была установлена в воспоминание о Тайной вечери, где Христос заповедовал совершать сделанное Им в память о Нем. «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк, 22: 19-20).
У первых христиан во главе с апостолами литургия была соединена с трапезой, за которой они постоянно причащались, вкушая хлеб и вино, бывшие Телом и Кровью Христовой. Разделение литургии от трапезы произошло к III веку.
В настоящее время литургии отведено утреннее время (или ближе к обеду, не зря иное название литургии в народе «обедня»). Лишь в отдельные дни литургию положено совершать вечером (к примеру, в Навечерие Рождества и Крещения, эти случаи рассматривались в лекциях о рождественском богослужении). Но поскольку традиционно литургия у нас совершается с утра, то и вечерня совершается с утра, хотя литургически является уже вечером следующего дня (соответственно Рождества или Крещения).

В настоящий момент практикуются три чина литургии:
- литургия Иоанна Златоуста
- литургия Василия Великого
- литургия Преждеосвященных Даров (Григория Двоеслова)

Совершению литургии предшествуют 3-й и 6-й часы.
Состав литургии основан на Евангелии, и его можно разделить на 4 части:
-     назидательная часть (длительная беседа Христа с учениками);
-     молитвенная (молитва Христа Отцу);
-     превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа (трапеза);
-     пение («И, воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мк, 14: 26).

Все эти части можно встретить в совершаемой в настоящий момент литургии. Лишь назидательная сократилась только до проповеди священника, хотя по Уставу положено зачитывать поучения во время богослужений.

Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого по составу практически одинаковы. Разница их в молитве, совершаемой священником тайно во время Евхаристии (хор в это время поет «Достойно есть» либо «О тебе радуется»). Оба чина сформировались позднее, чем жили святители.
Литургия Василия Великого служится 10 раз в году, 7 из них приходится на Великий пост.

Литургия состоит из 3х частей:
1. Проскомидия
2. Литургия оглашенных
3. Литургия верных

1. Проскомидия
Эта часть литургии наименее заметна для людей, находящихся в храме, поскольку она совершается в алтаре. Однако, при этом проскомидия вполне может совершаться в ином другом месте (даже вне храма). Без совершения проскомидии невозможно совершать литургию, ведь на проскомидии подготавливаются хлеб и вино, которые станут Святыми Дарами во время Евхаристии. Ранее вещества для совершения Евхаристии отбирались (лучшее) из принесенного людьми. Отсюда в наше время сохранилось название «просфора», что означает «приношение». Тогда проскомидия совершалась не в храме, и вещества для Евхаристии переносились в алтарь во время пения Херувимской песни.
Для совершения проскомидии священник берет большую просфору и надрезает ее так (вынимает частички), что остается в итоге хлеб в форме куба (Агнец). Агнец затем смешивается с вином и водой. Во время проскомидии священник помимо поминовения по чину святых совершает и поминовение людей, которые были указаны в записках. Поскольку записок подается очень много, было бы очень полезно людям самим поминать всех, за кого поданы записки, во время совершения священником проскомидии в алтаре. Это происходит примерно во время чтения 3-го и 6-го часов. Открытие завесы над царскими вратами и начало каждения храма означает, что проскомидия закончилась.

2. Литургия оглашенных.
Литургия оглашенных называется так, поскольку на этой части литургии могут присутствовать оглашенные, то есть люди, которые хотят принять таинство Крещения и подготавливают себя к этому. Когда священник в храме возглашает «Оглашенные изыдите» – это означает, что такие люди должны покинуть храм, поскольку дальше могут присутствовать только верные (крещенные, на которых не наложена соответствующая епитимья). На практике редко где за этим следят. Ввиду огромного количества людей это и невозможно сделать. Хотя такое правило о присутствии на литургии верных только крещенных людей никто не отменял.

Литургия оглашенных начинается с возгласа «Благословено Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков». Такой возглас бывает только на литургии из всех служб суточного круга. Лишь только на двух службах, которые можно именовать как требы, используется такой же возглас – это Крещение и Венчание. В древности эти два таинства совершались вместе с литургией. Некоторые же молитвы таинств остались и в литургии. Так, во время литургии на Пасху, Рождество и Троицу поют вместо «Трисвятое» «Елицы во Христа креститеся…», которое является песнопением Крещения.

После возгласа следует псалмическая часть (псалмы) с той разницей, что псалмы на литургии поются после великой ектении, на других службах – наоборот.
Псалмы, которые поются после великой ектении, называются также антифоны.
Виды антифонов:
-     вседневные;
-     изобразительные;
-     праздничные.

Чаще всего поются изобразительные антифоны. Это 102, 145 псалмы и «Блаженны». Псалмы 102 «Благослови душе моя Господа» и 145 «Хвали душе моя Господа» взяты из псалтири и являются частью Ветхого завета, а вот «Блаженны» или называемое по припеву «Во Царствии Твоем» представляют собой заповеди блаженства, сказанные Христом, которые зафиксированы в Новом завете (в Евангелии). 3-й антифон «Блаженны» по уставу должен исполняться, чередуясь с тропарями, на практике это происходит не везде. Тексты положенных тропарей можно найти в Октоихе.
Вседневные антифоны не смотря на их название исполняются не так часто, поскольку сложилось, что вместо них поются изобразительные.

Праздничные антифоны – это антифоны с особыми текстами, которые поются на Господские праздники. На Богородичные праздники поются изобразительные антифоны (исключение: праздник Успения, когда можно петь и праздничные на выбор «аще настоятель благословит»). Структура праздничных антифонов такова, что исполняется стих и припевы: к 1-му антифону «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», ко 2-му – «Спаси ны, Сыне Божий, (…. вставка в зависимости от праздника), поющия Ти аллилуия». Припевом к 3-му антифону служит тропарь соответствующего праздника.

Источники:
- Лекции О.В. Мартынова;
- сайт http://azbyka.ru.


Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen